Скоро у нас выйдет книга "ESPRESSIVO".
Как-то так повелось, что первые писательские позиции в литературе всегда занимали мужчины. Женщины колебали иногда эту мужскую неуступчивость на право владения литературным троном, пытаясь хоть как-то примоститься на их олимпийское сиденье. Некоторым из них это удавалось, например Сафо, Мери Шелли, Жорж Санд, но это не было паритетным владением троном, и дамы на нём смотрелись экзотически прекрасным исключением. Только в 20-м столетии, и больше в 21-м, дамы, наконец, с успехом посягнули на незыблемую патриархальность литературных верхов, всё увереннее и по-хозяйски стали обосновываться на литературном троне, и женская литературная эстетика стала оказывать влияние на весь литературный процесс.
Лично мне нравятся женские тексты как поэтические, так и прозаические, их много, прекрасно пишущих женщин, именитых, но для себя я выделяю прозу М. Цветаевой (20 век) и прозу М. Палей (21 век).
Порой в качестве литературной похвалы о женщине говорят, что она пишет хорошо, как мужчина. Сдаётся мне, это не то достоинство, которое должно исходить от женского литературного текста. Если женщина пишет, как мужчина, то она или подражает мужскому литературному коду, или она не совсем женщина. При засилии в литературе мужского взгляда на жизнь как раз и существовал перекос, односторонность: почти половина человечества не выражала своего особенного, а именно женского, впечатления от этого малопостигаемого потока, который мы называем жизнью и в котором мы вынуждены существовать. А может быть, как раз женского взгляда и не хватало, чтобы человечество ощутило чуть больше счастья от своего существования?
В литературе Севастополя немало прекрасно пишущих женщин. Я же решил написать о книге Татьяны Корниенко «ESPRESSIVO».
Татьяна Корниенко – очень хороший детский писатель. Многие знают её книги «Кикимора Светка Пипеткина», «Белая кошка» и другие. Роман «ESPRESSIVO» тоже можно назвать детской книгой. Он о детях и для детей: написан очень доступно, интонационно прост и непосредственен, читается легко, и ваше внимание, чуть только проникнув внутрь его существа, легко бежит по ходу повествования, совершенно не напрягаясь, самостоятельно и как будто без участия вашей воли. В то же время роман и для взрослых: написан от лица взрослой женщины, и именно взрослый женский взгляд стал побудительным мотивом его написания. Взрослым авторским «Я» открывается роман, и потом повествование не раз прерывается этим авторским «Я», оставляющим на страницах произведения свои комментарии. То есть первое лицо иногда появляется на страницах книги, чтобы разъяснить события из нашего времени, из состояния взрослости главной героини. В остальном повествование ведется от третьего лица. Из текста ещё в самом начале становится ясно, что автор пишет о своём детстве и о своём учителе музыки.
Книга Татьяны Корниенко детская, потому что она о детстве, о детях, об их взаимоотношениях, о том, как они ходят в школу, о том, как сталкиваются их эмоции, мысли, интересы и как каждый из них ведёт себя в этих ситуациях, как решает для себя проблему столкновения интересов и вырабатывает модель жизненного поведения. И она взрослая, потому что ставит проблемы очень недетские, проблемы, которые рождены жизнью, так обустроенной взрослыми людьми.
Маленькая героиня книги, девочка Даша, ещё не начав толком свою жизнь, сразу сталкивается с рядом проблем, которые очень ей в жизни мешают. Дело в том, что Даша очень одарена музыкально, и сама её природа безапелляционно и авторитарно указывает, что именно музыка является главным занятием жизни девочки. Звуки естественно и гармонично живут внутри неё с рождения, и эта природа требует выхода, не желая считаться с неблагоприятными жизненными обстоятельствами, в которых оказалась её семья. Но эти обстоятельства не менее жёстко, чем природа, диктуют свои жизненные требования. Они как будто специально выстраиваются крайне неблагоприятно и поворачиваются к девочке жестокой истиной. Занятия музыкой для Даши невозможны. У девочки неизлечимо болен отец, он не может содержать семью, его лечение требует немалых средств, так что мама девочки просто не в состоянии не то чтобы купить пианино для занятий дочери, она не в состоянии заплатить за её обучение в музыкальной школе. Казалось бы, всё кончено, у маленького человека рушится жизнь, она не мыслит своей жизни без занятий музыкой, но музыка в её жизни невозможна. И всё, наверное, было бы плохо, если бы в эти непреклонные обстоятельства не случилось вмешательства, которое как будто не предусматривалось. Этим «вмешательством» стала учитель музыки Ирина Вениаминовна. Вмешательство было поистине чудесным, и иначе как волшебницей учительницу нельзя назвать. Именно она стала обучать девочку игре на фортепиано и оплачивать её обучение в музыкальной школе, решила вопрос с директором школы о занятиях Даши на школьном пианино при выполнении домашних заданий.
Образ учителя оказывается главным в книге. Событийно на первом плане повествования находятся коллизии непростых взаимоотношений между детьми, образ учителя ненавязчив, но он так выписан и на него возложена автором такая роль, что подспудно он присутствует, пожалуй, во всех описываемых событиях. Учитель становится главным лицом и главным авторитетом для девочки. Да, конечно, есть ещё и мать, но мать – родное лицо, которое присутствует в жизни героини с детства, с рождения, и она, безусловно, что-то даёт дочери, но в плане самоопределения в жизни, в плане человеческого самоосуществления главным лицом для Даши оказывается учитель музыки Ирина Вениаминовна. Она будто незримо присутствует во всех событиях жизни ребёнка, она становится главным её ориентиром, и даже кажется охранителем от неблаговидных поступков и недостойного выбора. Эта нравственная прививка, код надлежащего жития были настолько сильно преподаны девочке, пробудили, обнажили и закалили её человеческую сущность, что именно тогда и получила она код собственной судьбы.
В конце книги героиня – известная пианистка, её талант признан компетентной публикой и музыкальными авторитетами, у её ног лежит ковровая дорожка блестящей музыкальной карьеры, может быть, мирового уровня, но именно в этот момент она бросает всё и идёт работать простым учителем музыки в простой музыкальной школе. Эта работа и образ учителя оказываются для неё важнее самого блестящего признания и головокружительного концертного успеха. Она отдаёт свой долг при полном сознании, что эта отдача важнее признания. Пусть не смутит читателя высокопарность выражения, но девочка Даша предпочла личной карьере служение человечеству, отдавая дань своему учителю. Служение это я вижу в несгибаемом стремлении передать тот самый код надлежащего бытия по наследству, следующему поколению.
Диссонансом звучит сегодня такой поворот в собственной судьбе, такое пренебрежение собственной карьерой, когда культ известности, культ личного успеха и как следствие культ беспредельного личного материального достатка преподаётся массово с экранов и страниц. Не популярный какой-то аккорд взяла здесь Татьяна Корниенко, аккорд одиночки. Но если этот аккорд соответствует тому самому коду бытия, то в конечном итоге победа окажется за ней.
Так хотелось бы. Но всегда ли это так? Всегда ли побеждает добро, а зло постыдно ретируется? Вопрос неподъёмный, да в книге он и не ставится. Скорее, очевидна другая его постановка: насколько жизнь и законы социума способны не мешать восхождению человеческого духа? В книге область духа представляют Ирина Вениаминовна и девочка Даша, область социума и его силу – ближайшая подруга Даши Лида и её мама Вера Филипповна Дельцова. Девочка Лида с блеском и безусловным талантом, если не сказать гениальностью, почерпнула и приумножила мудрость социума, пресловутую «мудрость мира сего» от своей матери. Не по-детски изобретательно девочка Лида плетёт интриги против своей подруги Даши, когда оказалось, что Даша музыкально значительно талантливее её, и к тому же мальчик Женя Жбанов почему-то предпочтение отдает не ей, безусловной красавице, а обществу той же Даши. Злое чувство к подруге выросло из банальной зависти и от желания властвовать всем в жизни. Она ведь как будто и не очень нужна, музыкальная талантливость, девочке Лиде, но ведь невозможно терпеть, когда кто-то хоть в чём-то превосходит её.
В конце концов, несмотря на нешуточные страсти и катаклизмы, «железные челюсти» девочки Лиды оказались бессильны, они не смогли съесть ни талантливость Даши, ли любовь к ней мальчика Жени. Каждая из двух сил осталась на своём месте, при своём мнении, и это самое лучшее их взаиморасположение, как будто говорит автор книги, когда они не покушаются друг на друга, а просто сосуществуют. Жаждущая личного успеха, внешнего блеска и величия девочка Лида получила этот успех: в своей взрослой жизни она не стала успешным музыкантом, но она стала мэром города. Вот в этой борьбе за престижное место в жизни ей и понадобилась её напористость в достижении цели. И ещё способность к манёвру, амбиции и, видимо, те самые «железные челюсти»…
Будем надеяться, что она стала хорошим мэром…
Сообщения не найдены
Написать отзыв