Юлия Дрёмина и Екатерина Адесманова — создатели проекта по развитию эмоционального интеллекта у детей «Киса Алиса и мир эмоций». Объединив свои профессиональные компетенции и материнский опыт, авторы придумали серию книг, чтобы помочь родителям и воспитателям в гармоничном развитии детей.
Первая книга «Киса Алиса и Радость» появится в продаже в ноябре 2023 года. А пока — небольшой разговор с авторами, в котором мы подробно обсуждаем идею проекта и делимся планами с читателями.
— (Е.А.) Мы с Юлей познакомились в парке Сокольники на прогулке с детьми. Дети были полуторагодовалыми малышами, а мы начинающими, вовлеченными в родительство, мамами, готовыми гулять с детьми по три часа в день и разговаривать о кружках, воспитании и развитии. Так мы общались несколько лет! За это время у нас обеих родились вторые дети, а Юля написала свою первую книгу «Киса Алиса и мир эмоций». Меня книга привела в полный восторг, я искренне рекомендовала ее своим знакомым. И Юля предложила мне заняться продвижением книги. Нам сразу стало понятно, что Киса Алиса — это больше, чем персонаж одной книги, это настоящий проводник в мир эмоций для детей. Мы стали создавать мир Кисы Алисы: выпустили альбом песен про эмоции, провели трехмесячную акцию в парке Сокольники — квест «Карта эмоций», а на колесе обозрения в парке появилась специальная кабинка радости, украшенная нашей кисой Алисой. Параллельно мы искали издательство, с которым создали бы целую серию книг про эмоции. И нашли!
— (Е.А.) Наш проект для родителей! Здесь можно было бы добавить: для осознанных, понимающих важность эмоционального развития, заинтересованных в доверительных отношениях с детьми. Но, на самом деле, он абсолютно для всех родителей. И для тех, кто с самого начала бережно и внимательно относиться к эмоциям (и своим, и детским, и вообще окружающих), умеет их определять, выдерживать и отражать. И для тех, кто еще только начинает разбираться в этой теме. Что тоже нормально! Мы бы очень хотели, чтобы наши книги были в каждой семье, где есть дети.
— (Е.А.) На момент написания первой книги «Киса Алиса и мир эмоций» (это был 2017) книг про эмоции было не так много. Сейчас их больше, и это прекрасно! У такого рода литературы (и детской, и взрослой) эффект накопительный. Зачастую нужно одну и ту же мысль услышать от разных экспертов, разными словами, в разный период нашей жизни. Большое количество книг на тему эмоций создает среду, в которой растут наши дети. Пусть их окружают такие книги, разные. Пусть все дети каждый день слышат и убеждаются, что их эмоции важны и очень полезны. И пусть у детей и родителей будут инструменты обучаться взаимодействию со своими эмоциями. Книги – как раз такой инструмент. Самое главное в создании детских книг — не заигрывать с детьми, не манипулировать и быть на их стороне!
— (Е.А.) Это серия художественных книг про эмоции на все возраста. Самую первую книгу можно читать с любого возраста. Даже с ребенком, которому два с половиной года, уже можно обсуждать прочитанное и делать упражнения из книги.
Следующие книги для дошкольников, младших школьников. С увеличением возраста читателя мы начинаем уже говорить об оттенках эмоций на примерах ситуаций, в которых ежедневно оказывается каждый ребенок. Например, ссора с братом, обида на одноклассника, рассерженные родители, прогулки с друзьями, подготовка к празднику. Говоря, что наши книги художественные, мы имеем в виду, что это прежде всего интересные истории и сюжет, за которым детям интересно следить, и в котором они узнают себя.
— (Е.А.) Киса Алиса — персонаж, которого придумала Юля. Назвала его так же, как свою дочь. Юля — практикующий психолог, супервизор, бизнес-тренер, не уходила из практики даже на время декрета. Ее специализация — работа с эмоциями, и ее клиенты регулярно приходят к ней именно с этим запросом.
Когда дочке было около двух лет, Юля задумалась о том, как рассказать ребенку про эмоции, про то, что они бывают разные, что они значат и как их выражать. И решила, что лучший рассказ для ребенка - это сказка. Так родилась идея написать сказку о 5 базовых эмоциях: радость, печаль, удивление, злость и страх.
Героиня книг киса Алиса — любознательная, общительная кошечка, живет с мамой и папой, проводит много времени с бабушкой. Она растет вместе с читателями. В первой книге она маленькая девочка, которая только начинает познавать мир, а в следующих — уже старшая сестра, Алиса ходит в школу, занимается в секциях.
Через персонажа детям проще воспринимать информацию. Они любо ассоциируют себя с ним, либо воспринимают как пример. В наших книгах все ситуации очень жизненные, с ними сталкиваются почти все дети.
— (Е.А.) Эмоциональный интеллект — это способность человека распознавать и называть эмоции, понимать их причины и сигналы, а также управлять ими и выбирать реакции.
Начинать развитие эмоционального интеллекта ребенка надо с развития собственного эмоционального интеллекта. Вам в помощь все существующие материалы и пособия по этой теме от Гоулмана и Экмана до серии книг «Киса Алиса и мир эмоций». Выполняйте упражнения из книг вместе с детьми. Это будет ваш совместный опыт с пользой и для вас, и для ребенка. Для взрослых еще есть отличная книга Юлии Дреминой «Почему я так реагирую? Причины и польза эмоций».
— (Ю.Д.) Если ребенок понимает и принимает свои эмоции, то ему легче управлять своим поведением, он знает, что может положиться на себя, свое тело, оно не предаст его внезапным взрывом неуправляемой агрессии и ужасом страха. Такие дети легче адаптируются в коллективе, строят отношения, более открыты и активны, уверены в себе и легче доверяют окружающему миру. Никаких возрастных рамок и ограничений нет, это нужно абсолютно всем детям и взрослым! Но для каждого возраста есть свои инструменты и способы.
Для малышей до трех лет — это эмоциональное общение с мамой и семьей, основа его будущих отношений с миром. Для деток от трех лет и старше помимо общения можно уже подключать знания об эмоциях в подходящей форме: сказки, истории, притчи, фильмы и т.д. Ну и конечно, тренироваться различать и узнавать эмоции в упражнениях.
— (Е.А.) То, что мы ничего не знали про эмоциональный интеллект, не значит, что этого явления не было. Даже если вы ничего не знаете об эмоциональном интеллекте и не придаете этому значения, вы все равно ежедневно вносите свой вклад в эмоционально-чувственную сферу своих детей. Ваши реакции на поступки и проявления вашего ребенка — на его слезы и смех, победы и поражения, отказы и настойчивость — все это формирует и закладывает фундамент его отношений с собой, с другими людьми и миром.
— (Ю.Д.) Очень просто: это степень удовлетворенности жизнью и субъективное ощущения счастья. Если тебе хорошо жить свою жизнь, то похоже этого уровня достаточно. Эмоциональный интеллект также отвечает за нашу способность строить комфортные отношения с окружением, поэтому мы всегда его развиваем так или иначе.
— (Е.А.) Детям всегда нужна поддержка родителей. Ребенок может осваивать что-то, что ему интересно, но чем не владеют родители. Однако родители должны проявлять к этому внимание и интерес. Если ваш ребенок занимается и интересуется футболом, вам придется погружаться в эту тему, чтобы поддержать его в случае побед и поражений, разделить гордость за любимую команду, обсуждать его мечты и стремления.
Если мы говорим об учебе, то вопрос можно задать следующий: какие условия я должен создать для того, чтобы у ребенка была возможность развиваться в той или иной сфере?
Говоря о развитии каких-то личностных качеств, если родитель говорит одно, а поступает по-другому — это двойные послания ребенку, которые его абсолютно дезориентируют. Кроме того, ни одна «проповедь» родителей не будет убедительна, если это не прожитый родителем опыт и не его личное умозаключение. Дети это отлично считывают, если не сразу, то наблюдая за вами в течение нескольких лет!
Если родитель хочет, чтобы ребенок овладел каким-то навыком, которым родитель не владеет сам, лучший способ предложить это ребёнку — осваивать этот навык с ним совместно.
— (Е.А.) Совместное чтение книг с детьми — это ритуал, времяпрепровождение, совместный опыт. Если вы регулярно читаете в спокойной, уютной обстановке, в хорошем настроении, возможно, вы обнимаете ребенка в этот момент, укрываетесь пледом, то для ребенка это становится безопасным пространством, теплым воспоминанием, успокаивающим и наполняющим процессом. Он будет его воспроизводить и во взрослой жизни. Читая и обсуждая книгу, вы обмениваетесь взглядами, предпочтениями, делитесь переживаниями. Родителям через книгу, на примере событий из опыта героев, бывает проще и безопаснее поговорить с ребенком о том, что происходит у него в жизни, без наставлений и назиданий.
— (Е.А.) В первую очередь, книга «Киса Алиса и радость» — про отношения с близкими и про отношение к ним. Она написана специально для совместного чтения родителей с детьми, чтобы, читая ее, вы могли делиться с детьми историей вашей семьи, рассказывали о себе, обсуждали желания и вкусы друг друга.
Эта книга про Новый год. Мы ее выпускаем прямо перед праздником, чтобы предновогодние недели в этот раз не были суетой и гонкой, а принесли нашим читателям много радости, спокойного тихого счастья и удовольствия от подготовки. Для многих это будет новый опыт —замедлиться перед новым годом.
В такой эмоции, как радость, очень много энергии, мотивации, оптимизма. Давайте начнем наше знакомство и дружбу с нее. А дальше будет и злость, и страх и печаль, но мы пройдем через это вместе и узнаем, как много пользы в этих эмоциях скрыто.
— (Е.А.) Для ваших племянников, крестников, друзей детей и внуков!
Моя бабушка говорила: «Воспитанием детей должны заниматься родители, а бабушки с дедушками должны любить и баловать». Этот подход — лучшее, что могут сделать близкие для ребенка.
А я к словам бабушки добавлю еще одну мысль. В развитие ребенка может внести свой качественный вклад каждый родственник и близкий взрослый. Если у вас есть племянники, крестники или дети близких друзей, внуки, которым из года в год, от праздника к празднику вам нужно выбирать подарки, и кажется, уже все, что можно, было подарено, подарите им эту книгу! И через персонажей, «Не причиняя чужим детям воспитание», вы внесете бесценный вклад в их умение любить, дружить, заботиться и жить яркую счастливую жизнь.