Рина Зенюк родилась и живёт в Минске. По образованию Ирина — архитектор, а по профессии — художник-иллюстратор. Любит детей, зверей и свою работу.
— Скорей всего, с детства была потребность сочинительства. Хорошо помню себя с альбомом или блокнотом, в котором быстро рисовалась бесконечная история, эдакий сериал. Помню и героев: зайчик, девушка, две лошади. И их бесконечные приключения! Я всегда ждала вечера, чтобы поскорее лечь спать и окунуться в этот мир: что же у них дальше произойдёт?
— Несмотря на уже полным ходом существующих Синих котов, я даже думать не смела о том, чтобы претендовать на иллюстрирование книг. Куда уж мне в калашный ряд? Мечта реализовалась неожиданно. Монастырское издательство искало иллюстратора. Я предложила свою кандидатуру, и дело пошло! Так что, первые книжки были православными. Это был 2005 год.
— Вот она – жизнь!
— Нет. Классика – это, конечно, здорово… Но! Возьмем пресловутую «Алису в стране чудес», за которую берутся практически все иллюстраторы. Нарисовано уже столько иллюстраций к этой книге, что она давно превратилась в ярмарку тщеславия. Надо вносить что-то свое, новую трактовку, технические решения. Я для себя решила, пока не браться за классику, а время покажет!
— Учусь у всех! Каждый день перед глазами лентой проходят сотни работ коллег, с которыми я связана социальными сетями. Обязательно рассматриваю каждый штришок Олейникова, Ненова или Аринушкина. Вот рисуют же люди! Или старые добрые классики: Сутеев, Чарушин, Рачёв – тоже учат.
Все учат!
— Думаю, да! И чем дальше, тем сложнее. Уверенно на плаву держатся только те, кто как-то закрепился и сумел создать свой мир, причем интересный всем: и детям, и взрослым. Пробиться и заработать на жизнь очень трудно. Теперь на нашу голову еще и искусственный интеллект свалился. Что ждёт мир иллюстрации? Вопрос открыт.
— Самый приятный момент для меня – это получить заказ! Потирать ручки, предвкушать интересную работу. Ну, ещё режиссура очень нравится: представлять действие и набрасывать композицию. А когда дело доходит до разработки и прорисовки, тут часто вдохновение отступает… «Помогите мне, о боги, быстро встать и сесть за стол!» (с) Заставить себя взяться за дело удаётся с помощью музыки, под которую уже когда-то хорошо работалось. Как правило, срабатывает. А домочадцы удивляются: сколько можно слушать одно и то же!?
— Первым делом я стараюсь зацепить взрослых. Если взрослый принимает иллюстрацию, улыбается, глаз искрится, то это обязательно передастся и ребёнку. Тем более, мы с вами знаем, этот самый ребёнок сидит в любом взрослом! Так что, я сначала, можно сказать, проверяю историю на взрослых: мои дети, муж, друзья. Внуки – это племя младое и совершенно незнакомое, подростковое. Они уже не попали в детскую аудиторию и ещё не доросли до взрослой.
— Да, самоирония – одно из самых ценных человеческих качеств! Конечно, хотелось бы работать именно для таких людей. Но их немного, где-то пятая часть. Они отмечают все те тонкости, которым я и сама радуюсь. В основном моя аудитория – это добрые люди, сентиментальные, романтичные, любящие животных и детей. Ещё они любят своё детство у бабушки в деревне, ностальгируют… И я не исключение! Многие так и пишут, что хотели бы жить в Котофеевке. И я их понимаю.
— Конечно! Сладкая парочка – Васька с Муркой. Васька ловелас, а Мурочка вся такая внезапная и противоречива! И Степана люблю, сурьёзного и обстоятельного. А уж бабки: Семёновна, Валерьяновна да баба Буся! Огонь бабки!
— О, да! Это я люблю. Я люблю камерные посиделки с небольшим количеством участников. Чтобы долго и с задушевными разговорами. По части угощений предпочитаю старое, проверенное, традиционное. Без изысков и экспериментов, типа селёдочки под шубой.
— Люблю праздники. Особенно Пасху и Новый год.
Новогодняя ёлка – обязательный ритуал. Большая, под потолок. Игрушки – старые из сундучка, им лет 30-50. И каждый год непременно докупаю одну-две новые игрушки. И ещё неделю потом поправляю и перевешиваю, добиваясь совершенства. А пасхальный кулич по радости сравним с ёлкой: и созданием, и готовым результатом. Добиваюсь, чтобы он был самым красивым и вкусным. Рецептура постоянно совершенствуется и обновляется. Печём мы, как правило, много, а потом угощаем родственников и друзей.
— Детям надо обязательно дать базу, которая будет фундаментом личности. Сюда я отношу все произведения, испытанные временем: книги и фильмы, которые останутся на века. Как бы не менялись условия жизни, надо знать Тома Сойера и Робинзона Крузо (кстати, совсем не детские книги!). С тех пор, как появилось кино, снято огромное количество фильмов и мультиков, но останутся на века немногие. Вот их и надо смотреть. Например, старые советские работы (нет-нет, не всё советское – хорошее!): Чебурашка (книга и мультфильм), Винни-Пух (книга и мультфильм Хитрука)…
Список очень большой! Покажите детям фильмы Рязанова и Данелии. И главное – обсуждайте увиденное и прочитанное. Покажите, что произведение трогает и радует именно вас. И объясните, почему, если ребенок не понял. Когда я читала книжку дочке и смеялась, я останавливалась и объясняла, почему это смешно. Так зреет чувство юмора, без него в жизни никак. Читать надо выразительно и эмоционально. Пусть это будет время, которое ребенок с нетерпением ждет: интересная книжка, общение с любимым взрослым, а потом поделиться своими переживаниями. Это и есть та самая БАЗА! И заложить эту базу можно только лет до 12. Дальше окно закрывается. Дальше дети будут сами выбирать и фильтровать, что читать и смотреть. Самая большая ошибка – это круглосуточный фон из мелькающих движущихся картинок, которые не цепляют, не волнуют. И книги, которые пролистываются равнодушно.