Новые воззрения на старую проблему
Методическое пособие И. Тихомировой «Добру откроем сердце» - помощник в занятиях с детьми
Купить новое издание вы можете на нашем сайте
Для школьников нашего посёлка (Климовск, прим. редакции сайта detlit.ru) сотрудники МЦБ проводят семинары, посвящённые нравственному воспитанию подростков. А методической основой этих встреч служат работы кандидата педагогических наук И.И. Тихомировой, хорошо знакомые библиотечному сообществу. О них и пойдёт речь в статье.
Целевой аудиторией библиотечных занятий «Школа развивающего чтения» стали младшие школьники. Данный возраст выбран не случайно. Именно в 6-9 лет ребятишки легче всего усваивают духовно-нравственные представления и понятия. В эти годы у них развиваются сознание и чувства, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения. Маленький ребёнок ещё не имеет нравственных представлений, их воспитывают семья, школа и общественность. Эту же функцию берёт на себя библиотека. Читая, дети знакомятся с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки. Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, знакомит с нормами поведения.
Ещё только формирующуюся сферу нравственности следует оберегать от негативных источников и направлять в правильное русло
В рассматриваемом пособии каждый цикл содержит введение в тему, методические аннотации на приведённые рассказы, вопросы для обсуждения и список дополнительной литературы по обсуждаемой теме. Казалось бы, готовое мероприятие — просто реализуй. Но! Каждый руководитель детского чтения, каждый педагог знает, что любой урок необходимо планировать в соответствии с особенностями той или иной аудитории. Поэтому, открыв методическое пособие, приходится проделать огромную предварительную работу, чтобы подготовить занятие для определённого возраста.
На суд младших школьников были вынесены следующие темы: «О правде, лжи и детской фантазии», «Что есть красота?», «Дружба истинная и ложная».
Занятие «О правде, лжи и детской фантазии» началось с определения упомянутых понятий. Ученики начальных классов уже понимают их и чётко разграничивают, не путаясь в определениях «ложь» и «фантазия». Также ребятам предложили игру «Правда или ложь», в ходе которой необходимо было определить все правдивые и ложные высказывания (на берёзе растут шишки; волк может сидеть на дереве; зимой идёт снег и пр.).
А вот разговору о том, что такое фантазия, необходимо уделить большее внимание. Побеседовать с детьми о том, чем она отличается от правды, от лжи, кто более приятен для общения — фантазёр или лжец, всегда ли нужно говорить правду в глаза. Говоря о лжи, можно опираться на ситуации «отговорок» из школьной жизни: например, как бы поступил ребёнок, если бы получил двойку, опоздал на урок, потерял сменную обувь.
Эту подготовительную работу следует проводить с младшими школьниками перед чтением литературного произведения по данной теме. Дети должны понимать, почему с ними говорят о правде, лжи и фантазии, и соотнести обозначенные понятия со своей жизнью. И только после этого можно предложить им для прослушивания и обсуждения то или иное произведение.
На занятии мы прочитали рассказ В. Злотникова «Записки» (предложенный в пособии), в котором мальчик при помощи записок помирил своих родителей. Обман был раскрыт, но ребёнка не наказали. Ученики сделали вывод о том, что и ложь бывает во спасение, а также подумали о том, как бы они помирили родителей: предложили бы им совместную работу, «случайно» заперли бы в ванной или даже... заплакали! В общем, наши ребята — талантливые фантазёры! Здесь же, касаясь темы школы, вспомнили и обсудили рассказы М. Зощенко «Не надо врать» и В. Драгунского «Тайное становится явным».
Занятие «Что есть красота?» также было проведено для младших школьников. Эстетическое воспитание в данном возрасте является основой всей дальнейшей педагогической работы. В жизни ребёнка воспитательное значение имеет буквально всё: убранство помещения, опрятность костюма, форма личных отношений и общения, условия труда и развлечений. Всё это либо привлекает, либо отталкивает. Наша задача состоит не в том, чтобы организовать для детей красоту среды, в которой они живут, учатся, отдыхают, а в том, чтобы вовлечь их в активную созидательную деятельность.
Поэтому данное занятие следует начинать с определения понятия «красота». Ответы детей могут быть разными: «то, что радует глаз», «то, что нравится», «внешность», «хорошие поступки», «добрый человек». Здесь же следует разъяснить ребятам, что красота может быть внешней (тела, одежды) и внутренней (положительные качества человека, поступки).
Также можно прочитать басню С. Михалкова «Грибы» и побеседовать о самолюбивых и скромных людях. В нашем случае дети отметили, что настоящая красота — это критерий не столько внешний, сколько внутренний. Ведь человек даже с самым прекрасным лицом не может быть по-настоящему красивым, если в душе он завистливый и злой.
Для обсуждения заявленной темы И. Тихомирова предлагает рассказ Ю. Яковлева «Игра в красавицу» о ребятах, которые проводили время за игрой собственного изобретения. «Красавицей» всегда была Нинка из седьмой квартиры. Герои не замечали ни веснушек, ни приплюснутого носа, ни шаркающей походки своей подруги, и именно ей досталась роль настоящей сказочной принцессы. Прослушав рассказ, ученики говорили о том, что каждый человек воспринимает красоту по-своему, — кому-то важна внешность, а кто-то пытается взглянуть на внутренний мир другого.
В завершение встречи ребятам следует представить выставку книг с известными произведениями, которые дают ответ на вопрос «Что есть красота?». Это сказки Х.К. Андерсена «Дюймовочка» и «Гадкий утёнок», С. Аксакова «Аленький цветочек», В. Катаева «Цветик-семицветик». Здесь уместно задать юным читателям вопрос: «Если бы у вас был цветик-семицветик, но с одним лепестком, какое желание вы загадали бы?». У наших ребят ответы были в основном схожи — «мир во всём мире», «чтобы все были здоровыми», «всем счастья»; но встречались и более практические — «машину», «повысить зарплату родителям» и др.
В преддверии праздника Великой Победы для занятия «Школы развивающего чтения» была выбрана тема «Война и гуманизм». Это мероприятие проведено уже для учеников 7-х классов. Младшим школьникам предлагать такую тему рано, ведь у них ещё нет прочного представления о Великой Отечественной, они пока не могут оценивать события тех тяжёлых лет. А подростки и по школьной программе, и по рассказам в семье уже знают о войне, могут приводить примеры из известных им литературных произведений, высказывать своё мнение.
И. Тихомирова пишет: «Как известно, война — это ненависть, а гуманизм — это любовь. Совместимы ли эти понятия, когда речь идёт о взаимоотношениях врагов?» Ответ на данный вопрос и пытались найти участники нашей встречи.
Начинать мероприятие следует с разговора о том, чем для самих ребят является Великая Отечественная, как её события отразились на истории их семей, что звучит в воспоминаниях дедушек и бабушек, прадедушек и прабабушек.
Образцы гуманизма на войне показаны в рассказах С. Алексеева «Данке шён» и Н. Богданова «Фюнфкиндер», которые необходимо обсудить в классе. Эти произведения говорят нам о том, что в годы сражений случались ситуации, когда враг был безоружным, беспомощным, когда в нём не скрывался убийца. Такие обстоятельства воспринимались как испытание человечности, утверждавшейся в самых негуманных условиях.
Раскрытие темы войны нацелено на то, чтобы научить подростка видеть окружающий мир, людей, их отношения; научить сравнивать, анализировать, делать выводы. Беседы о прочитанной книге могут принести огромную пользу в формировании гуманистических убеждений. После прочтения произведения следует спросить ребят: «Как ты думаешь, почему этот человек так поступил?», «А как бы ты повёл себя в подобном случае?». Можно сравнить разные поступки, формы поведения, помочь ребёнку понять их причину, подвести к самостоятельному ответу.
Иногда нужно обратить внимание на тот или иной отрицательный факт, описанный в книге, чтобы пробудить у детей чувство негодования. презрения, возмущения. А ещё более важно постараться выяснить их отношение к прочитанному: как это могло случиться? кто виноват? По каждому такому поводу с подростками должен состояться серьёзный разговор об огромной ответственности за себя, за живущего рядом человека.
Занятия «Школы развивающего чтения» нашли широкий отклик среди учителей нашего посёлка. Педагоги говорят о том, что сейчас в учебной программе очень мало внимания уделено темам нравственности, гуманизма. Ответственность за формирование соответствующих качеств, безусловно, лежит на преподавателях литературы. Но этого мало. Недаром педагоги неравнодушно относятся к данным занятиям, привлекая детей активно участвовать, обсуждать, анализировать и размышлять. А мы, библиотекари, будем помогать развивать в ребятах способность наблюдать, сравнивать, оценивать, задумываться о сложности человеческих характеров и жизненных обстоятельств, включать проблемы, поднимаемые в художественных произведениях, в контекст собственной жизни.
Сообщения не найдены
Написать отзыв